Что такое катализатор?
Содержание:
- Катализатор: определение и конструкция узла;
- Виды катализаторов в автомобиле;
- Как проверить катализатор на исправность?;
- Как почистить катализатор?;
- Зачем удаляют катализатор?;
- В чем ценность катализаторов?.
Конструкции всех современных моделей транспортных средств предусматривают наличие устройств, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду. Для снижения вреда деятельности выхлопной системы в автомобили устанавливают катализатор. Его функциональное предназначение достаточно весомое, но и цена на данное устройство тоже высокая. Многие автовладельцы с целью сэкономить финансовые затраты на замене данного узла просто его удаляют из выхлопной системы по истечению эксплуатационного срока. Но поговорим обо всем по порядку.
Удачным техническим решением, которое позволяет существенно повысить экологичность транспортного средства, путем сжигания выхлопных газов является катализатор. Дисфункция компоновки горючей смеси и недостаток воздуха в камерах сгорания приводит к тому, что топливо сгорает не в полном объеме. То количество, которое остается, совместно с выхлопными газами выходит в окружающую среду. Из этого очевиден ответ на вопрос о необходимости и значимости катализатора, который обеспечивает догорание остатков топлива внутри автомобиля. В результате этого существенно уменьшается токсичность отработанных газов и увеличивается экологичность транспортного средства. Изучим строение и концепцию функциональность данного устройства.
Катализатор: определение и конструкция узла
Форма каталитического нейтрализатора аналогична колбе. В области выпускного коллектора находится входной патрубок. Данный участок является частью выхлопной системы, поэтому найти катализатора в машине достаточно просто. Каталитический нейтрализатор локализуются непосредственно за выпускным коллектором, а его конструкция предусматривает наличие:
- Корпус устройства;
- Теплового экрана;
- Места для датчиков кислорода;
- Сот;
- Катализаторов для удержания токсичных веществ.
Катализаторы относятся к каталитически активным материалам, поглощающим вредные вещества в виде окиси углерода, оксид азота и водорода. В результате очищения состав выхлопных газов включает в себя исключительно воду, азот и углекислый газ. Изучив общую информацию о катализаторе в автомобиле, необходимо уточнить о наличии лямбда-зондов на выходном и выходных патрубках. Они обеспечивают анализ концентрации кислорода в отходящих газах, которым не удалось еще пройти через каталитически активные вещества, а также после прохождения данного процесса. Исходя из данной информации можно уверенно сделать вывод о том, что катализатор в автомобиле обеспечивает не только уменьшение токсичности выхлопов, но и анализирует состав отработанных газов. Это позволяет ЭБУ транспортного средства осуществлять корректировку состава используемого топлива.
Виды катализаторов в автомобиле
Каталитические нейтрализаторы, используемые при комплектации транспортных средств, бывают нескольких видов. В автомобилях с дизельным двигателем устанавливаются только сажевые катализаторы. Наличие бензинового мотора предусматривает использование керамических или металлических устройств. В керамических катализаторах установлен картридж из керамики. Многие задаются вопросом о том, зачем нужен катализатор с таким картриджем. Но ответ очевиден в данном случае. Такая деталь, является наиболее бюджетной, но, в тоже время, не может похвастаться длительным сроком эксплуатации из-за хрупкости материала. Сажевые аналоги для двигателей дизельного типа обладают подобной конструкцией и прочностью.
Для многих непонятно, зачем нужны керамические и сажевые катализаторы в то время, когда есть их более прочные версии в виде металлических. Зачастую, основным материалом их изготовления выступает нержавеющая сталь, которая обеспечивает устойчивость деталей к повышенной влажности и существенным механическим ударам. Такие свойства металлического катализатора позволяют гарантировать длительный срок эксплуатации данного узла. Долговечность катализатора обеспечивает экономию финансовых ресурсов, необходимых для проведения его замены, несмотря даже на его высокую цену в сравнении с катализаторами из керамики и сажи.
Как проверить катализатор на исправность?
При эксплуатации в соты каталитического нейтрализатора попадает нагар, что приводит к их засорению. В результате существенно уменьшается пропускная способность устройства, что приводит к увеличению вероятности деформации внутренней полости. В итоге, катализатор перестает справляться со своей работой. К основным признакам неисправного катализатора с забитыми сотами относятся:
- Стук, раздающийся из-под кузова автомобиля, указывает на деформацию сот;
- Снижение динамических показателей двигателя внутреннего сгорает;
- Наличие запаха сероводорода в отработанных газах;
- Проблематичный запуск мотора.
Первичные признаки забитых сот в катализаторе дают о себе знать после прохождения пробега не менее 100 тыс. км. Единственным исключением в данном случае выступают сажевые и керамические катализаторы. Из-за их механического повреждения срок эксплуатации может быть значительно короче и закончиться в любое время.
Как можно проверить исправность катализаторов, используя манометр? Для реализации диагностики потребуется его монтировать на место лямбды-зонда в области выходного патрубка. Далее сравниваются показания с заводскими данными, которые указаны в книге по эксплуатации автомобиля. При наличии признаков забитого катализатора и пониженного давления выхлопные газов немедленно требуется чистка или замена устройства на новое. Прохождение диагностики на специализированном СТО позволит получить более точные результаты.
Как почистить катализатор?
Результативность процедуры может быть только при условии наличия не сильно загрязненного устройства. Это связано с тем, что при накапливании нагар затвердевает и в таком состоянии его смыть будет невозможно. Поэтому при появлении первых признаков загрязнения необходимо провести его демонтаж и очистить с помощью жидкости для чистки карбюратора. Может потребоваться повторное проведение манипуляции для достижения желаемого результата.
Для того, чтобы не задумываться над тем, как очистить катализатор, необходимо систематически проводить его мойку, используя специальные чистящие присадки. После заливки их в бензобак, они очищают от нагара не только соты катализатора, но и все другие элементы выхлопной системы. Перед очисткой каталитического нейтрализатора рекомендуется постучать по нему твердым предметом. Если при ударах появляется звонкий звук, то это указывает на то, что соты повреждены и в чистке не нуждаются.
Зачем удаляют катализатор?
Данный участок выхлопной системы подлежит вырезанию при условии выхода его из строя или при необходимости повышения технических характеристик силового агрегата автомобиля. Для большинства автовладельцев значимость катализатора очевидна. Но не многие знают о том, что катализатор негативно воздействует на ряд характеристик двигателя внутреннего сгорания. При улучшении экологичности транспортного средства за счет прохождения отработанных газов через соты, уменьшает их интенсивность выхлопа. Поэтому увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, чего бы не было в прямоточной выхлопной системе.
Вышеизложенная информация дает понять, зачем вырезают каталитический нейтрализатор. При установке на его место обычного пламегасителя движение отработанных газов будет беспрепятственным. Выхлопная система станет прямоточной, снизится расход топлива и улучшатся динамические свойства двигателя. Также вырезка катализатора интересна тем, кто разбирается в ценности его составляющих элементов. Ранее отмечалась информация о высокой стоимости данного устройства. Поэтому на утилизации катализатора за счет того, что на стенках его сот находятся каталитически активные вещества, владелец машины может получить дополнительный заработок.
В чем ценность катализаторов?
Самым ценным в данном устройстве являются каталитически активные вещества, содержащие в своем составе платину, родий, иридий и палладий. Этими драгоценными металлами обрабатываются стенки сот, которые при реакции с выхлопными газами обеспечивают очистку выхлопа. В зависимости от типа катализатора, платину и иридий можно за определенную плату сдать на переработку.
Специалисты автосервиса «Гепард» имеют большой опыт в обслуживании данного элемента выхлопной системы. Наши мастера качественно проведут диагностику, чистку катализатора или его полную замену на новую деталь. На СТО «Гепард» в Киеве безошибочно определяется техническое состояние катализатора и проводится замена данного устройства в кратчайшие сроки. Для посещения автосервиса «Гепард» требуется предварительная запись, которую можно запланировать на удобное время и день, позвонив по номеру телефона, который указан на сайте СТО.