Поколения газового оборудования (ГБО)
Содержание:
На самом деле газобаллонное оборудование не делится по поколениям, так как эта технология развивалась равномерно и постоянно. В начале девяностых годов прошлого столетия на рынок бывшего СНГ хлынул поток подержанных автомобилей импортного производства. Некоторые модели были оснащены газобаллонным оборудованием. Комплектам ГБО придумали так называемые «поколения», и эти комплекты по поколениям стали классифицировать согласно году выпуска автомобиля. У каждого поколения есть только два различия: способ доставки газомоторного топлива в камеру сгорания, и каким образом производится впрыск.
ГБО 1 поколения
Изначально газобаллонное оборудование стали устанавливать на автомобили ещё в Третьем рейхе. Принцип действия данного ГБО был таков: природный газ подавался в камеру сгорания посредством разряжения, которое возникало во впускном коллекторе силового агрегата. Такой способ подачи топлива был простым и надёжным.
ГБО 1 поколения включало в себя следующие элементы: газовый баллон, трубопровод, редуктор вакуумного типа (одновременно играл роль испарителя, и был оснащен жидкостной системой охлаждения), питающей трубкой. Питающая трубка была интегрирована непосредственно в карбюратор, и имела несколько винтов для регулировки подачи топлива.
В момент пуска силового агрегата во впускном коллекторе появляется разреженный воздух, который воздействует на редукторную мембрану. С помощью этой мембраны открывается подача топлива, и газ по питающей трубке поступает в карбюратор. Поздние модели ГБО 1 поколения были оборудованы электромагнитной запорной арматурой, которая получала электрические сигналы от системы зажигания. Такой подход позволил существенно ускорить реакцию редукторного устройства, и повысить эффективность работы ГБО. Виды ГБО последующих поколений совершенствовались именно в этом направлении: скорость подачи топлива становилось более точной и более быстрой.
ГБО 2 поколения
С появлением моновпрыска, газобаллонное оборудование было адаптировано и для использования в данных топливных системах. Моновпрыск функционирует без карбюратора, и поэтому второе поколение ГБО было дополнено газовым смесителем. Этот элемент устанавливается перед впускным патрубком, в специальном резервуаре. В такой системе, подходя к впускному коллектору, газовоздушная смесь уже полностью сформирована в необходимой пропорции и готова к работе. Данная конструкция оборудована обратным клапаном, который выполняет еще и противопожарную функцию.
Второе поколение ГБО включало в себя эмулятор бензиновых форсунок, что позволяло работать в обход бортового компьютера. Также в конструкцию этой системы входил регулятор (дозатор) газомоторного топлива, и этот элемент чаще всего устанавливался непосредственно перед смесителем. Дозатор был оснащен собственным контроллером, при помощи которого осуществлялось дифференцированное управление данным элементом. Контроллер получал импульсы от сенсоров двигателя, и точно определял какую порцию газа необходимо подать к смесителю.
ГБО 3 поколения
Газобаллонное оборудование 3 поколения полностью имитировало впрыск топлива бензинового силового агрегата. В третьем поколении уже использовались газовые форсунки механического типа, и они устанавливались не во впускном коллекторе, как в случае с моновпрыском, а на каждом цилиндре. Управлялись форсунки при помощи повышенного давления.
ГБО 3 поколения хоть и было продвинутым, но его работа была достаточно инертной. Всё дело в том, что электрический контроллер гораздо быстрее регулирует подачу газомоторного топлива, нежели это делает механическая газовая форсунка. Использование механических дозаторов увеличивает время отклика педали газа, чего не наблюдается в системах с контроллером. В этой ситуации напрашивалось решение – напрямую связать работу механических газовых форсунок с электрическим контроллером, и сделать это при помощи электронного блока управления.
ГБО 4 поколения
В ГБО 4 поколения были исправлены все недочеты, которые имелись в предыдущих системах. В четвертом поколении уже использовался электронный блок, с помощью которого осуществлялось управление электромеханическими форсунками. В ЭБУ также сходилась вся информация от многочисленных сенсоров, что позволяло гибко управлять подачей газа в цилиндры. Эффективность работы ГБО 4 поколения напрямую зависит от прошивки электронного блока управления.
ГБО 5 и 6 поколения
Газобаллонное оборудование пятого и шестого поколения подразумевает подачу жидкого газомоторного топлива в камеры сгорания. Если в пятом поколении используются всё те же газовые форсунки, то в шестом поколении обычные бензиновые форсы могут работать с жидким газомоторным топливом. В этих системах отсутствует редукторное устройство, и оно заменено электронным блоком управления, который прошит специализированным ПО.
В комплект ГБО 5 и 6 поколения был добавлен насос и РД. Регулирующее устройство дополнено клапаном перепускного типа. Такое техническое решение позволяет перенаправить обратно в резервуар излишки газомоторного топлива, по принципу обратки, как на бензиновом или дизельном автомобиле. Газобаллонное оборудование пятого и шестого поколения работает более точно и более быстро, практически без потери мощности. Наличие данного ГБО позволяет ездить и на бензине.