Что такое блокировка дифференциала?
Устойчивость транспортного средства на дороге обеспечивается равномерным распределением крутящего момента между колесами ведущей оси. Ухудшение данного параметра происходит при буксировке колес, когда теряется контакт с дорожным покрытием. В таких ситуациях многие задумываются о том, что значит блокировка дифференциала, при которой одно колесо пробуксовывает, а второе получает пониженный крутящий момент. В результате происходит неравномерная работа колес оси, которая приводит к потере управляемости транспортным средством. Это свойственно свободному дифференциалу, и для того, чтобы не допустить возникновения таких проблем, следует разбираться в том, для чего необходима блокировка межосевого дифференциала. Такое техническое решение способствует увеличению передачи крутящего момента, делая акцент на колесе, которое имеет максимальное контактирование с дорожным покрытием. В результате данного технического решения удается существенно улучшать устойчивость автомобиля на дороге, даже при условии пробуксовки одного из колес ведущей оси.
Принцип работы блокировки дифференциала
Конструкция дифференциала, как и любого другого вида механизмов, имеет части, которые двигаются. Других способов реализации узла не существует, по причине того, что передача крутящего момента невозможна без наличия деталей, которые вращаются. Такое доскональное объяснение позволило разобраться в том, что такое блокировка дифференциала и в чем ее необходимость. Далее попробуем разобраться с тем, как ее включить. Алгоритм действий, в данном случае, прост. В первую очередь потребуется провести присоединение к корпусу механизма одной из полуосей, которые передают крутящий момент на колесо, которое сцеплено с дорогой. Во вторую – необходимо ограничить передачу момента на сателлиты.
Под блокировкой дифференциала подразумевают соединение корпуса устройства с полуосью, которое может быть полным или неполным. Для первого вида свойственно жесткое соединение и передача крутящего момента лишь на одно колесо. При неполной блокировке ограничивается крутящий момент для одного колеса и распределение на другое. На процесс распределения крутящего момента между колесами влияет коэффициент блокировки.
Предназначение блокировки межосевого дифференциала
Важным моментом, который стоит учитывать, является возможность выполнения блокировки дифференциала для колес как передней, так и задней осей. Такое устройство гармонично вписалось в конструкцию колесной оси на задних колесах. Многим не понятно, что такое блокировка заднего дифференциала. Объясняем, это аналогичный механизм, который функционирует в заднеприводных и полноприводных автомобилях на задней колесной оси. Также стоит учитывать, что блокировка может выполняться не только в параллели одной колесной оси, но и между осями полноприводного транспортного средства. Поэтому несложно разобраться в том, что такое блокировка межосевого дифференциала, обеспечивающее распределение крутящего момента между передним и задним мостами автомобиля.
Практичность данного вида устройства проявляется в возможности увеличения крутящего момента на колесную ось, которая имеет максимальное сцепление с дорожным покрытием. Благодаря такой способности колеса получают большее усилия и смогут вывести автомобиль из мягкой почвы. Естественно, определить момент, когда включать блокировку межосевого дифференциала, несложно. Актуальность данной опции в авто наступает при его движении по дорожному покрытию, заснеженному или бездорожью после обильного дождя. Для того, чтобы переключить блокировку, следует остановить транспортное средство и включить нейтральную передачу. Данные меры предосторожности позволяют исключить появление механических повреждений в местах контактирования элементов, которые обеспечивают передачу крутящего момента.
Виды блокировок дифференциалов
Существует несколько вариантов блокировки дифференциалов, позволяющих использование механизма на автомобилях разных классов и независимо от эксплуатационных условий. В данном случае большую роль играет нагрузка на колесную ось, которая является ведущей. На первый взгляд, знаний о том, что дает блокировка дифференциала, кажется достаточно. Но это ошибочное мнение. Важно иметь навыки по управлению данной функцией в зависимости от видов блокировок дифференциала, которые ниже будут рассмотрены.
Принудительная блокировка
Проводится с использованием кулачковой муфты. В большинстве случаев, принцип функционирования блокировки межосевого дифференциала основан на введение его в действие принудительным включением. В результате активации данной муфты происходит жесткое соединение, которое в последующем полностью блокирует дифференциал. Включение кулачковой муфты происходит следующими видами приводов:
- Механическим. Это система рычагов с тросами. Блокируются дифференциалы при переключении водителем рычага.
- Гидравлическим приводом, состоящим из двух цилиндров. Разберемся с тонкостями того, как происходит блокировка дифференциала с данным типом привода. При перемещении рычага водителем, в цилиндрах, которые работают, образуется гидравлическое давление. В результате цилиндры приводят в действие механизм блокировки дифференциала.
- Пневматическим приводом. Исполнительным элементом в данном механизме выступает пневмоцилиндр. Высокое давление в нем провоцирует выработку блокировки.
- Электроприводом, который имеет электрический двигатель. Для закрытия муфты водитель нажимает кнопку, расположенную на панели приборов, и все механизм в действие.
Понимая все тонкости того, как работает муфта с разными приводами, легко разобраться в том, как отключить блокировку межосевого дифференциала. Это можно сделать с помощью рычага или кнопки в зависимости от комплектации транспортного средства. Данный тип блокировки применяется в ходовой части автомобилей с полным приводом.
Самоблокирующийся дифференциал
Оптимальным решением между вариантами полной блокировки и применения свободного дифференциала считается самоблокирующийся дифференциал. Разберемся в том, как устроена блокировка дифференциала такого типа. Данный процесс осуществляют отличающиеся крутящиеся моменты или угловые скорости. Второй вариант включает вязкостную муфту, электронную блокировку и дисковой дифференциал. Наиболее востребованным среди автолюбителей стал дисковый вариант, функционирующий за счет силы трения, которая возникает при условии различия скоростей вращения полуосей.
Вязкостная муфта
Под вязкостной муфтой подразумевают перфорированные диски, которые расположены рядом друг с другом. Одни из них имеют жесткое соединения с приводным валом, а другие – в равном количестве, с корпусом самого дифференциала. Функциональность дисков осуществляется в жидкости на основе силикона за счет расположения их в герметичном корпусе. При повышенной скорости вращения приводного вала консистенция жидкости принимает твердую форму, что в дальнейшем приводит к блокировке механизма. Для многих автолюбителей остается открытым вопрос о том, зачем нужна блокировка дифференциала с помощью вязкостной муфты. Продуктивность ее работы между колес значительно уступает другим аналогичным устройства. Но, стоит отметить, даже не обращая внимание на его большие параметры, данный вид блокировки – это идеальный вариант для межосевого механизма.
Самоблокирующийся червячный дифференциал
Из вышеизложенной информации можно понять, какие существуют три основных вида блокировки. Теперь необходимо рассмотреть еще одно устройство, которое отличается высокой чувствительностью к изменениям крутящего момента колеса.
И так, что делает блокировка дифференциала червячного типа? Она распределяет крутящий момент от буксующего к колесу, имеющему сцепление с дорожным покрытием. По-другому можно сказать, что такой механизм осуществляет аналогичную работу другим видам блокировки. Единственным отличием в данном случае является частичное выполнение блокировки со степенью, на которую воздействуют объемы уменьшения крутящего момента. Для данного механизма блокировки подходят межколесные и межосевые дифференциалы. В обоих случаях функциональность устройств будет максимальной.